Вторник, 21.11.2017, 06:25
RadioEcho
Главная | Ремонт радіоприймачів. - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Реставрация... » Реставрация,востановление... » Ремонт радіоприймачів. (Як це зазвичай роблю я...)
Ремонт радіоприймачів.
Vitaliy_NДата: Суббота, 17.05.2014, 17:05 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Репутация: 1
Статус: Offline
Вот как делаю я:
К примеру, залез в пресловутый радиоприемник а-ля "Муромец", это самое распространенное шасси середины 50-х, начала 60-х годов.
Первое, что я делаю, это да, осматриваю сначала, не вынимая из корпуса, чтобы
оценить масштабы и принять решение, стоит ли ним сразу заняться или
сделать пока что-то попроще, а потом уже выделить больше времени на этот
экземпляр.
Открываю крышку подвала, осматриваю на предмет следов жизнедеятельности домашнего зверья (мышей, тараканов) и есть ли какие
разрушения, произведенные ими.
Обычно грызут катушки, провода, конденсаторы КБ и пленочные ПОВ. Шасси осматриваю, сильно ли загажено,
достаточно ли просто отмыть, либо придется красить...
Потом извлекаю шасси, отпаяв динамики, ЭПУ, если есть. Осматриваю органы управления и
весь механизм верньера (это важно, т.к. во многих просто снесены зубья
шестерни диска, на который наматывается тросик верньера), осматриваю и
оцениваю износ других пластмассовых частей, сразу отмечаю в уме, что
заменить, что вымыть, вычистить, восстановить, ну это понятно.
Потом уже сетевой шнур, трансформаторы, сетевой выключатель, проверяю
правильность установки переключателя напряжения сети и состояние
проводов, пайку на его колодке. Иногда бывает, что кто-то отпаял и потом
неправильно припаял их. Проверяю сопротивление сетевой обмотки и нет ли
замыкания по питанию анодов.
Если все целое, в приемлимом состоянии, не требует полной разборки, буду пытаться запустить.
И первое, что делаю в этом случае - БЕЗ ВСЯКОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ меняю ВСЕ
конденсаторы с бумажным диэлектриком, за исключением герметичных
(остеклованных, если таковые имеются, эти переживут всех и через сто лет
будут как новые).
Если хочется сохранить аутентичность, придется попотеть, освобождая корпуса конденсаторов КБ от внутренностей и
запихивая туда новые. Но, как правило, такие радио не требуют особой
аутентичности, просто нужно, чтобы они стали работать, как новые. Поэтому, не заморачиваясь, меняю на серию К73-хх, какие есть в наличии,
либо на зарубежные, пленочные, рассчитанные на напряжение не менее 630
вольт (это чтобы потом не нюхать вонь от вздувшихся и загоревшихся
кондёров).

Добавлено (13.05.2014, 22:07)
---------------------------------------------
После замены "бумажек", делаю вот что: разрываю цепь, идущую на вход селенового мостика, в разрыв подключаю лампочку
накаливания 25 Вт 230 вольт. Включаю и смотрю,что будет дальше. Если
лампочка сразу загорелась в полный накал, ясно, что что-то грузит
анодную обмотку и нужно выяснить, что.
Отпаиваю от "+" мостика провод и снова включаю в сеть. Если мост исправен, лампочка вообще не должна
светиться и если измерить на ней падение напряжения мультиметром, вообще
его регистрироваться не должно, ну разве что 1-2 вольта покажет. Затем
измеряю на выводах "+" и "-" мостика напряжение, оно должно быть
примерно таким же, как и на входе, только постоянным.
Если мостик неисправен, нельзя ни в коем случае следовать рекомендациям,
присутствующим на многих форумах, где говориться, что нужно разобрать и
высыпать элементы, а на их место впаять диоды.
Это ОПАСНО! Селеновые выпрямители содержат КАДМИЙ, весьма ядовитый металл, являющийся еще и
канцерогеном. Их нельзя брать в руки, вдыхать запах, в особенности, если
сгоревшие. Нельзя выбрасывать, они требуют специальной процедуры
утилизации, если вы не хотите потом пить водичку с кадмием из вашего
колодца или скважины.
Припаяйте и закрепите мостик типа КЦ402, выбрать надо на самое высокое напряжение, это повысит недежность, либо
примените зарубежный, на ток 1 А и напряжение 800-1000 вольт, применять
рассчитанные на бОльший ток смысла просто нет.
Если замыкание обнаружено после выпрямителя, подключаем в разрыв плюсового провода,
идущего с мостика, две последовательно соединенные лампочки 15ВТ 230 В,
смотрим, что получилось, а именно, измеряем напряжения на плюсовых
выводах электролитических конденсаторов, при вытащенных всех лампах.
Точка, в которой зафиксировано наименьшее значение, вероятно и будет той
самой причиной. Аккуратно отпаиваем резистор, идущий на этот
конденсатор от предыдущей точки с более высоким напряжением и снова
включаем в сеть. Если больше нет замыкания, лампочки слегка мигнут и
погаснут, теперь можно проконтролировать напряжение на этих
конденсаторах.
Почему так? Да потому, что часто обычным мультиметром невозможно обнаружить утечку, особенно в конденсаторе, она появляется
только при достижении определенного напряжения.
Если причина не в конденсаторе, то нужно искать дальше, начиная с самой конечной точки по
схеме, не забывая припаивать назад то, что было отпаяно, чтобы потом не
искать внесенных неисправностей (это важно, все внесенные изменения тут
же устраняем до того, как сделаем следующее, никогда не делаем два и
более одновременно, иначе будем наступать на свои же грабли).
Вообще, старые электролиты, те, большие, что прикручиваются к шасси, советские и
зарубежные, весьма надежны и не так часто их приходилось браковать.
Основная масса даже тех, что со значительной утечкой, легко
восстанавливается "тренировкой", это я отдельно опишу, все как в книге,
ничего нового.

Добавлено (13.05.2014, 22:07)
---------------------------------------------
Если все замыкания устранены, КБ-шки заменены, проверяем, все ли правильно
припаяно, включаем (без ламп, есс-но). Лампочки слегка загораются,
тухнут, значит можно их убрать и соединить плюсовой провод с плюсом
мостика. Включаем, сразу измеряем напряжения на плюсах литов, без ламп
почти везде будет то же, что и после моста. Дым не идет, ничего не
трещит и не горит, уже хорошо.
Еще следует измерить напряжение на выводе первой сетке 6П14П, там "плюса" вообще не должно быть ни при
каких обсоятельствах. Если есть, значит либо негодный межкаскадный
конденсатор поставлен, либо оборван резистор утечки сетки. Если здесь
порядок, проверяем вторую сетку и анод. Опять же, там будет почти то,
что и на выходе моста, если значительно меньше, значит в тех цепях есть
утечка, ищем, как и раньше, находим, устраняем, меряем напруги,
удовлетворяемся, проверяем на других лампах. Не забываем заменить лит в
демодуляторе ЧМ и катоде 6П14П, чтобы потом не ковыряться, они 100%
дохлые, либо высохли, либо с большой утечкой.
Затем устанавливаем все лампы, подключаем динамик и включаем в сеть радио. Проверяем
работоспособность (дым не идет, ничего не загорелось и не взорвалось ). Само собой, трески в динамике при пользовании регулировками
громкости, тембров, переключении диапазонов... Все это мелочи, их можно
потом устранить, хотя они тоже требуют усидчивости и терпения. Просто
пшикнуть WD40 это временная мера, на время ремонта и настройки, чтобы
это все не раздражало скрипом и треском, потом разбирать, мыть,
смазывать, собирать и т.д.
Конечно же, нужен характериограф, чтобы отстроить УВЧ, УПЧ... Если крутить руками, получится полная фигня, хотя
на слух вроде и хорошо. Но стоит увидеть характеристику на экране и
понимаешь, что вслепую нечего даже и трогать.
Можно УКВ блок перестроить на полный диапазон, я писал где-то на форуме даже параметры
деталей и что делать для этого шасси с блочком УКВ-Е.
Не забываем вымыть и смазать КПЕ! Это важно, иначе ничег работать не будет. Контакты
скользящие отмываю нашатырным спиртом, ватной палочкой, делать такое
только на открытом воздухе и стараться не вдыхать аммиак! После
высыхания смазываю смазкой ЦИАТИМ, номер не помню.

Добавлено (17.05.2014, 18:05)
---------------------------------------------
Хочу предложить свой вариант переделки блочка УКВ-Е, который установлен в большинстве радиол середины 50-х, начала 60-х, а-ля "Муромец",
"Октава", "Жигули", "Волга", "Комета" и многоэ многоэ другоеэ.
Поскольку в качестве настроечного элемента используется КПЕ, это существенно облегчило задачу по растяжке диапазона.

Для УКВ-Е
С2 - 4.7 пф
С3 - 5.1 пФ
С7 - 7.5 пф
С16 - 9.1 пФ

L5 теперь содержит 3 витка, L4 убрать с каждой стороны по одному витку, L3 убрать 1 виток.
На катушках с толстым проводом витки убираем именно снизу. Там, где
тонкий, в генераторе, по одному сверху. Соединения как можно короче,
соблюдаем объем.
Конденсаторы на 250 вольт, с тем же ТКЕ, что и в блочке. Для эксперимента пойдет и "глина", но она будет "плыть", хотя я
не заметил и через пару часов признаков расстройки.
Сначала настройте гетеродин, чтобы прием был по краям диапазона. Затем по громкости УВЧ , затем полосовой.
Все это надо делать в начале, середине и конце диапазона, делается это несколько раз, пока не получишь хорошей чуйки.
С Х1-50 все намного легче, видно сразу "куды и чего", где характеристика гетеродина, где УВЧ.
Поскольку у меня куча шасси с такими блочками, решил проверить повторяемость
результата на шести - работают все. В одном пришлось заменить панельку
на керамическую - не пускался гетеродин.

Если кто-то сделал лучше, поделитесь пожалуйста, а я проверю, у меня много таких радиол.

 
severigoДата: Суббота, 17.05.2014, 18:50 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 201
Репутация: 5
Статус: Offline
Виталий,--спасибо за полезную информацию!
 
Vitaliy_NДата: Суббота, 17.05.2014, 20:04 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Репутация: 1
Статус: Offline
Это уже давно висело и на радионостальгии и "вторая жизнь", но никто не обратил внимания почему-то. smile
Если бы еще разобраться с вариометрами, там сложнее "растянуть" диапазон, не меняя длины хода сердечника. Но будет время, займусь. Задача в том, чтобы подобрать соотношение емкость/индуктивность, при котором влияние сердечника вариометра будет максимальным...

Добавлено (17.05.2014, 21:04)
---------------------------------------------
Уже и забыл я про вариометры. Делал, там же и написано. Но не доделал, не хватило времени. Надо будет заняться, это считай наново проходить все шаги. Зато может лучше решение появится.

Сообщение отредактировал Vitaliy_N - Суббота, 17.05.2014, 19:33
 
Форум » Реставрация... » Реставрация,востановление... » Ремонт радіоприймачів. (Як це зазвичай роблю я...)
Страница 1 из 11
Поиск:


Меню
Propagation
vis
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz